Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Советы дефектолога

Что делают логопеды?

    Распространенное мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т. е. исправляют неправильное произношение, не совсем верно. Целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной моторики, развитие связной речи и наконец, коррекция звукопроизношения. В ходе работы решается ряд дополнительных задач: развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление), формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки), формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятием «звук, слово, предложение» и др.), развитие мелкой моторики  и пространственной ориентировки, профилактика нарушений письма и чтения.

Когда и зачем нужны логопедические занятия?

    Занятия необходимо начинать в дошкольном возрасте, когда коррекционная работа дает наилучшие результаты, т. к. в 3 – 5 лет ребенок наиболее восприимчив к педагогическому воздействию, это сензитивный (т.е. наиболее благоприятный) период для овладения родным языком. Поэтому целесообразно обращаться к логопеду за консультацией и помощью именно в это время, чтобы он имел возможность плодотворно поработать и отправить ребенка в 1-ый класс с необходимыми речевыми навыками.

В логопедической помощи нуждаются разные дети, по разным причинам. Это зависит от характера  нарушений речи. Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки, особой трагедии в этом нет – сейчас. Но позднее… смогут ли родители дать гарантию, что такое отклонение от нормы не помешает ему в подростковом или старшем возрасте? А переучиваться во много раз сложнее. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки и вдобавок у него нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему четко различать звуки родного языка, то это может привести к нарушению чтения (дислексии) и письма (дисграфии) в школе. Можно пустить все на самотек, обеспечив ребенку плохую успеваемость по русскому языку, стрессы и т. д., а можно попробовать походить на занятия к логопеду с дошкольником, чем потом иметь проблемы со школьником. Есть еще более сложные нарушения речи, и легко представить себе, на основании приведенных примеров, с какими трудностями столкнется ребенок, если отложить начало коррекционной работы до поступления в школу, не говоря уже о полном игнорировании проблем развития дошкольника.

    Следует сказать, что любое нарушение речевой деятельности может привести к неприятным последствиям. Например, нарушение фонематического слуха, артикуляционной моторики, слоговой структуры слова затрудняют изучение иностранных языков. Нарушение связной речи, неумение составить пересказ и рассказ приведут позднее к проблемам изучения литературы, биологии, истории, географии, где тоже потребуются связные ответы и высказывания. Нарушение мелкой моторики (т. е. движений пальцев рук) повлечет за собой трудности в обучении письму, рисованию, труду.

Когда родителям проявлять тревогу?

    Сроки первого обращения к логопеду - разные. Чем серьезнее нарушение, тем раньше надо начинать его коррекцию.

    Чтобы заметить неблагополучие своего ребенка и уметь помочь ему, необходимо знать возрастные параметры нормального развития речи.

   В 1 год словарный запас ребенка составляет 3-4 лепетных слова. Словарный запас в 1 год 6 месяцев достигает 7 – 20 слов, а в 2 года – уже не менее 50 слов. В 2 года 6 месяцев дети используют местоимения «я, ты, мне», употребляют предлоги в, с, у, на. Появляются сложные предложения. В 3 года словарный запас приближается к 300 словам. Используются предложения из трех и более слов, правильно используются простые предлоги и многие союзы (чтобы, потому что и др.). В 4-6 лет звуковая сторона усвоена полностью. Практически усваиваются все грамматические формы, предлоги используются в разнообразных значениях. Для ребенка не составляет труда передать содержание знакомой сказки.

    Исходя из выше перечисленного, хотелось бы призвать родителей быть внимательными к детским проблемам, не откладывать визит к специалисту, не ждать, что все «пройдет» само собой. Нужно помнить, что с момента рождения до трех лет ребенок усваивает столько же информации, сколько потом усвоит в период с 3 до 17 лет, а речь – это важнейший компонент полноценного развития психической, интеллектуальной и познавательной деятельности ребенка.

Желаем успехов!