Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

картотека опытов

Подводная лодка из винограда
Задача: определить, что поднимает предмет на поверхность воды

Материалы и оборудование: стакан со свежей газированной водой, виноградинка.

Описание: Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

Рукам своим не верю
Задача: определить разницу в ощущениях рук, всегда ли можно доверять своим рукам.

Материалы и оборудование: три миски с водой разной температуры.
Описание: Приготовьте три миски с водой: одну - с холодной, другую - с комнатной, третью - с горячей. Попросите ребенка опустить одну руку в миску с холодной водой, вторую - с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам.

Снежные цветы

Задача: формировать представления детей об образовании снега

Материалы и оборудование: соломинка, мыльный раствор
Описание. Когда облако образуется при очень низкой температуре, вместо дождевых капель пары воды сгущаются в крошечные иголочки льда; иголочки слипаются вместе, и на землю падает снег. Хлопья снега состоят из маленьких кристалликов, расположенных в форме звездочек удивительной правильности и разнообразия. Каждая звездочка делится на три, на шесть, на двенадцать частей, симметрично расположенных вокруг одной оси или точки.
Нам нет нужды забираться в облака, чтобы видеть, как образуются эти снежные звездочки.
Нужно только в сильный мороз выйти из дома и выдуть мыльный пузырь. Тотчас же в тонкой пленке воды появятся ледяные иголочки; они будут у нас на глазах собираться в чудесные снежные звездочки и цвет.

Радуга

Задача: формировать представления детей о делении белого света на цвета радуги, закреплять знания цветов радуги.

Материал и оборудование: лист бумаги, хрустальный бокал.

Описание.
Поставьте хрустальный бокал на белый лист бумаги. Попробуйте поймать бокалом солнечный свет. На листе бумаги появятся цветные полосы радуги.

Научи яйцо плавать

Задача: показать детям свойство соли – повышать плотность воды и не давать предмету утонуть.

Материалы и оборудование: сырое яйцо, стакан с водой, несколькостоловых ложек соли.

Описание. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.
Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть

Бумага, её качества и свойства

Задачи: научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, определять её качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнётся, рвётся, режется, горит)

Материал и оборудование: вода, писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, ёмкости, алгоритм описания свойств материала.

Описание. Дети рассматривают бумагу. Взрослый спрашивает о том, какая это бумага, как определить, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая; напоминает правила безопасности работы со спиртовкой и ножницами. Дети гладят бумагу, мнут, разрывают, тянут за края в разные стороны, разрезают ножницами, кладут в ёмкость с водой, воспитатель поджигает кусочек бумаги. Дети делают выводы: бумага мнётся, рвётся, режется хорошо, намокает и горит.

Ткань, её качества и свойства

Задачи: научить узнавать вещи, сделанные из ткани, определять её качества (цвет, толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость, впитывающая способность) и свойства (мнётся, рвётся, режется, горит, намокает)

Материал и оборудование: вода, хлопчатобумажная ткань двух-трёх цветов, ножницы, спиртовка, спички, ёмкости, алгоритм описания свойств материала.

Описание. Взрослый предлагает детям подумать, из чего сшиты платья кукол, какого цвета ткань, что ещё дети знают об этом материале. Предлагает определить качества и свойства ткани. Напоминает правила безопасности при работе с ножницами и спиртовкой. Каждый ребёнок берёт кусочек понравившейся ткани, называет цвет, ощупывает его, описывает структуру поверхности и толщину. Мнёт ткань в руках, тянет за два противоположных конца (тянется), разрезает кусок на две части, опускает ткань в воду, сравнивает изменение мокрой и сухой тканей. Взрослый демонстрирует как рвётся ткань при усилии и горит. Вместе с детьми составляется алгоритм свойств материала и делаются выводы: ткань мнётся, тянется, режется, намокает, рвётся, горит.

Танец горошин.

Задачи: познакомить с понятием «сила движения»; развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.

Материал и оборудование: вода, горошины, баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши.

Описание. Воспитатель предлагает детям научить горох плавать и выполнять манипуляции с горохом, как в цирке.

Дети под руководством воспитателя опускают в баночку с водой четыре горошины и трубочку. Дуют в баночку через трубочку. Сначала слабо, а потом сильнее. Почему горошины движутся то медленно, то быстро? (когда воздух через трубочку поступает медленно, горошины движутся медленно; сила воздуха увеличилась – и скорость горошин возросла). Значит сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.

Свойства камней

Задачи: развивать познавательный интерес к камням, сенсорные ощущения, умение исследовать камни, называть их свойства и особенности. Дать представление о том, что камни есть в земле, в реках, морях.

Материалы и оборудование: камни разного размера и цвета, ёмкость с водой, гвозди, молоток.

Описание: предложить детям погладить, сжать, взвесить в руке камень, нажать на него, потянуть в разные стороны. Камень сухой и твёрдый, из него ничего нельзя слепить, его нельзя разделить на части. Предложить детям опустить камень в ёмкость с водой – они падают на дно. Воспитатель пытается забить гвоздь в камень, но ничего не получается, гвоздь сгибается (камень твёрже дерева).Вывод: камни прочные, твёрдые, неровные, гладкие, тяжёлые, блестящие, красивые и т.д.

Подушка из пены

Задача: развить у детей представление о плавучести пред­метов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).

Материалы: на подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.

Описание. Медвежонок Миша рассказывает, что он на­учился делать не только мыльные пузыри, но еще и мыльную пену. А сегодня он хочет узнать, все ли предметы тонут в мыльной пене? Как приготовить мыльную пену?

Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на воде?

Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по разме­ру? От чего зависит плавучесть предметов? (Результаты опытов фиксируются на фланелеграфе.)

Замерзшая вода

Задача: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Материалы, кусочки льда, холодная вода, тарелочки, кар- 
тинка с изображением айсберга.

Описание. Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, 
какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что 
она жидкость.

Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.)

Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды ? 
Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой 
формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою
форму, как лед, называется твердым веществом.

Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.) 
В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они на- зываются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью
видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля
не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то
корабль может утонуть.
Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед?

• «Играем с льдинками» — свободная деятельность детей:
они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что
происходит с льдинками.

Фокусы с магнитами

Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Материалы: магниты, вырезанный из пенопласта гусь с вставленным в клюв металлическим стержнем; миска с водой, банка с вареньем, и с горчицей; деревянная палочка, с одного края которой прикреплен магнит и сверху покрыт ватой, а с другой—на конце только вата; фигурки животных на картонных подставках; коробка из-под обуви с отрезанной стенкой с одной стороны; скрепки; магнит, прикрепленный с по­мощью скотча к карандашу; стакан с водой, небольшие металлические стержни или иголка.

Описание. Детей встречает фокусник и показывает фокус «переборчивый гусь».

Фокусник: Многие считают гуся глупой птицей. Но это не так. Даже маленький гусенок понимает, что для него хоро­шо, что плохо.Хотя бы этот малыш. Только что вылу­пился из яйца, а уже добрался до воды и поплыл. Значит, он понимает, что ходить ему будет трудно, а плавать—легко. И в пище разбирается. Вот тут у меня привязаны две ватки, макаю в горчицу и предлагаю гусенку ее отведать (подносится палочка без магнита) Кушай, маленький! Смотрите, отворачивается. Какая горчица на вкус? Почему гусь не хочет есть? Теперь попробуем макнуть другую ватку в варенье (подносится палочка с магнитом). Ага, потянулся к сладенькому .Не глупая птица.

Почему наш гусенок тянется клювом к варенью, а от горчицы отворачивается? В чем его секрет? Дети рассматривают палочку с магнитом на конце. Почему гусь взаимодействовал с магнитом? (В гусе есть что-то металлическое) Рассматривают гуся и видят, что в клюве есть металлический стержень.

Фокусник показывает детям картинки животных и спрашивает: «Могут ли мои звери сами двигаться?»(Нет.)Фокусник заменяет этих животных на картинки с прикрепленными к их нижнему краю скрепками. Ставит фигурки па коробку и водит магнитом внутри коробки. Почему стали двигаться животные? Дети рассматривают фигурки и видят, что к подставкам прикреплены скрепки. Дети пробуют управлять животными. Фокусник «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой. Как достать ее, не замочив руки? (Поднести магнит к стакану.)

Дети сами достают разложенные предметы из воды с помощью магнита.
Солнечные зайчики

Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчи­ков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зер­калом).

Материал: зеркала.

Описание. Дед Знай помогает детям вспомнить стихотворе­ние о солнечном зайчике. Когда он получается? (При свете, от предметов, отражающих свет.) Затем он показывает, как с по­мощью зеркала появляется солнечный зайчик. (Зеркало отра­жает луч света и само становится источником света.) Предлага­ет детям пускать солнечные зайчики (для этого надо поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении), прятать их (прикрыв ладошкой).

Игры с солнечным зайчиком: догони, поймай, спрячь его.
Дети выясняют, что играть с зайчиком сложно: от неболь­
шого движения зеркала он перемещается на большое рас­
стояние.

Детям предлагается поиграть с зайчиком в слабоосвещенном помещении. Почему солнечный зайчик не появляется? (Нет яркого света.)

Цветной песок

Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка(перемешав с цветным мелом);научить пользоваться теркой.

Материалы и оборудование: цветные мелки, песок, прозрачная емкость, мелкие предметы, 2мешочка, мелкие терки, миски, ложки (палочки,) небольшие банки с крышками.

Описание. К детям прилетел галчонок Любознайка. Он просит детей отгадать, что у него в мешочках Дети пробуют определить на ощупь. (В одном мешочке—песок, в другом—кусочки мела.) Воспитатель открывает мешочки, дети прове­ряют предположения. Воспитатель с детьми рас­сматривают содержимое мешочков. Что это? Какой песок, Что с ним можно делать? Какого цвета мел? Какой на ощупь? Можно ли его сломать? Для чего он нужен? Галчонок спрашивает: «Может ли песок быть цветным? Как его сделать цветным? Что будет, если мы песок перемешаем с мелом? Как сделать, чтобы мел был таким же сыпучим, как песок?» Галчонок хвастается, что у него есть инструмент для превращения мела в мелкий порошок.

Показывает детям терку. Что это? Как ею пользоваться? Дети по примеру галчонка берут миски, терки и трут мел. Что по лучилось? Какого цвета у тебя порошок?(Гал­чонок спрашивает каждого ребенка)Как теперь сделать песок цветным? Дети насыпают песок в миску и перемешива­ют его ложками или палочками. Дети рассматривают цветной песок Как мы можем использовать этот песок?(делать красивые картинки.)
Галчонок предлагает поиграть. Показывает прозрачную емкость, заполненную разноцветными слоями песка, и спрашивает детей: «Как можно быстро найти спрятанный предмет?» Дети предлагают свои варианты. Воспитатель Объясняет, что перемешивать песок руками, палочкой или ложкой нельзя, и показывает способ выталкивания из пес­ка.
Вдвоем веселее

Задача: формировать представления о свойстве глаз.

Материалы и оборудование: картон, ножницы, две резинки.

Описание.Вырезать из плотного картона круг, обведя ободок чайной чашки. На одной стороне в левой половинке круга нарисуйте фигурку мальчика, а на другой стороне - фигурку девочки, которая должна быть расположена по отношению к мальчику вверх ногами. Слева и справа картонки сделайте небольшое отверстие, вставьте резинки петлями.
А теперь растяните резинки в разные стороны. Картонный круг будет быстро крутиться, картинки с разных сторон совместятся, и вы увидите две фигурки, стоящие рядом.

Где лучше расти?

Задачи: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений; выделить почвы разные по составу.

Материал и оборудование. Черенки традесканции или семена овощей, чернозём, глина с песком.

Описание. Детям предлагается установить необходимость почвы для жизни растений. Взрослый предупреждает детей, что нельзя брать землю и грязные пальцы в рот, тереть глаза руками. Он выбирает почву для посадки растений. Дети под руководством взрослого сажают два одинаковых черенка традесканции или семени в разную почву. Наблюдают за ростом при одинаковом уходе 2-3 недели, отмечают результат опыта, пересаживают растение из песочно-глиняной смеси в чернозём.

Почему тает снег

Задача: установить зависимость изменений в природе от сезона.

Материал и оборудование:ёмкости для снега.

Описание. Взрослый вносит в помещение колобки из снега, размещает их в местах с разной температурой (батарея, подоконник, возле двери, на шкафчике и т.д.). Через некоторое время предлагает детям посмотреть, что стало с колобками. Выясняет, что с ними произошло и почему некоторых нет совсем ( В тёплом месте снег превратился в воду).

Цветные льдинки

Задачи: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твёрдым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лёд.

Материал и оборудование: Ёмкость с окрашенной водой, разные формочки, верёвочки.

Описание. Дети рассматривают воду, раскрашивают её в желаемый цвет, заливают формочку, помещают в неё ниточку, запоминают свою форму, ставят формочки на подносы и выставляют их на мороз. Когда вода в формочках замёрзнет, обследуют цветную льдинку, обсуждают свойства льда ( холодный, скользкий, гладкий) и выясняют, как была сделана льдинка; как получилась такая форма (вода приняла форму ёмкости); как держится верёвочка (она примёрзла к льдинке). Украшают участок льдинками.

Пластмасса, её качества и свойства

Задачи: Узнавать вещи из пластмассы, определять её качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность)

Материал и оборудование: Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, игрушки из пластмассы, кусочки пластмассы.

Описание. Взрослый предлагает детям определить, что в непрозрачном пластмассовом стакане, не заглядывая внутрь. Дети выясняют, что этого сделать нельзя. Детям предлагается наощупь определить структуру поверхности пластмассовых игрушек, толщину. Стакан помещают в тёплое место, через 3-4 минуты определяют, что пластмасса нагрелась. Сгибают стакан и выясняют, что он гнётся под воздействием силы, а если приложить больше усилий, то ломается. Взрослый демонстрирует плавление пластмассы, используя спиртовку. Дети составляют алгоритм описания свойств материала.

Как устроены перья у птиц?

Задачи: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Материал и оборудование: перья куриные, гусиные, лупа, замок «молния», пинцет.

Описание. Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая внимание на стержень и прикреплённое к нему опахало. Выясняют, почему она падает медленно, плавно кружась (перо лёгкое, т.к. внутри стержня пустота). Взрослый предлагает помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним, когда птица машет крыльями (перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность). Рассматривают перо через лупу или микроскоп (на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут прочно и легко совмещаться между собой, как бы застёгивая поверхность пера). Рассматривают пуховое перо птицы, выясняют, чем оно отличается от махового пера (мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру). Дети рассуждают, для чего птицам такие перья (они служат для сохранения тепла тела)

Две свечи.

Задача: выявить, что для поддержания горения нужен воздух.

Материал и оборудование: две свечи, банка.

Описание. Зажечь обе свечи. Одну накрыть банкой и наблюдать за тем, когда она погаснет. Огонь будет гореть до тех пор, пока в ёмкости будет воздух. Вторая свеча будет продолжать гореть. Вывод: огню нужен воздух.

Где растения быстрее получат воду.

Задача:узнать, как разные почвы пропуска­ют и удерживаютводу.

Материал и оборудование: две воронки, песчаная и глинистая почвы.

Описание. В одной воронке почва песчаная, в другой — глинистая. Воду нали­вать поровну и одновременно. Что можно сказать о том, как разные почвы пропускают воду?

(песчаная быстрее, чем глинистая).

«Где соль быстрее растворится?»

Задача: Определить в какой воде простой или газированной быстрее растворится соль.

Материал: стаканчики с обычной и газированной водой, соль, ложечки.

: А как вы думаете, где соль быстрее растворится? В простой воде или газированной? (выслушивает предположения детей). Проверим. (опыт на столе воспитателя)

Воспитатель: Какой же вывод?

Дети: Соль быстрее растворяется в газированной воде.

«Выпаривание соли»

Задача: показать детям как выпаривается соль из соляного раствора.

Материал и оборудование: спиртовка или свечка, вода, соль, большая металлическая ложка.

Воспитатель: Я попробую из соленой воды выпарить соль, смотрите: на огне свечи я подержу ложку с соленой водой.

Пар пошел, видите? Что это? Да, это испаряется вода. И вот ее уже нет в ложке. А что осталось? Белый налет – это соль.